среда, 21 октября 2015 г.

Свобода выбора. В самом деле?

Принято считать, что у нас есть свободный выбор, что мы сами вершители наших судеб. Но так ли это? Давайте разберем на примере.

Я уже упоминала, что книга «Непобедимый интроверт» Лэйни Мартин оказала большое влияние на мое восприятия себя и окружающего мира. Но было ли моим свободным выбором прочитать эту книгу? Я давно знала про интровертов и экстравертов, осознавала, что я интроверт, и никакой новой информации на эту тему не искала. Как выяснилось позднее, мои знания об этом были далеко не полными, но я об этом даже не догадывалась.

Вот как эта книга попала мне в руки. Я фантазировала о втором ребенке, думала, как было бы хорошо, если бы он родился спокойным интровертом, умеющим себя занять. Моя дочка требовала внимания круглосуточно первые три года, и это было очень тяжело. Вот если бы второй ребенок был спокойный, мой декрет превратился бы в сказку (мечты, мечты :) ). Но тут я подумала, что у спокойных интровертов тоже есть свои трудности, вот, например, им сложнее вписаться в социум, надо бы на эту тему что-нибудь почитать. Полезла в интернет. Нашла книгу «Мой ребенок — интроверт» Лэйни Марти. Начинаю читать, а там на первой же странице: «Эту книгу хорошо дополняют: «Преимущества интровертов» Мaрти Лэйни, «Интроверты. Как использовать особенности своего характера», Сьюзaн Кейн». Начала искать эти книги, не нашла, зато нашла «Непобедимый интроверт». Сначала не хотела читать, ведь я полагала, что все о своей интровертности знаю, но потом что-то подтолкнуло меня прочитать первых пару страниц – и меня затянуло.

Было ли моим выбором думать о втором ребенке? Я давно задаюсь вопросом, почему эти мысли посещают меня время от времени. Думаю, это тема для отдельного поста. Было ли моим выбором мечтать о спокойном ребенке? Это прямой результат моего опыта с дочкой. Было ли моим выбором подумать о проблемах ребенка-интроверта? Это было навеяно опять же моим собственным опытом и разной прочитанной литературой. Было ли моим выбором найти книгу «Непобедимый интроверт»? Нет, это было случайностью. Было ли моим выбором начать ее читать? Нет, меня что-то подтолкнуло изнутри. Было ли моим выбором дочитать ее до конца? Нет, меня затянуло, опять же что-то внутри меня откликнулось на эту книгу. Я нашла информацию, потому что искала? Да, искала, но мне нужен был ответ на совсем другой вопрос. К тому же, можно ли сказать, что моя стратегия искать информацию и разбираться является моим выбором? Во-первых, полагаю, я имею к этому врожденную склонность, как и все интроверты. А во-вторых, мои родители тоже искали и разбирались, думаю, я переняла это от них. Помню, как в девять лет, лежа перед сном в постели, слушала, как родители разговаривают на кухне, а потом на полном серьезе рассуждала о смысле жизни со своей подружкой. Было ли моим выбором иметь такую склонность? Было ли моим выбором родиться в такой семье? Где здесь вообще мой свободный, сознательный выбор?!!

Поверьте, какую ситуацию ни возьми, получается тоже самое. Я пробовала. Любой наш поступок, любое изменение в жизни обусловлены мыслями, которые пришли к нам в голову, чувствами, которые возникли, опытом, который у нас есть, а то и вовсе случайностью. Выбираем ли мы эти мысли, чувства, опыт, случайные события?

Получается, что на первый взгляд все выглядит так, как будто у нас есть свободный выбор, а на самом деле его нет. И что теперь? Лечь и умереть? А вы попробуйте. Попробуйте, попробуйте! Я подожду.

Попробовали? Получилось? То-то же. Никакого выбора у вас нет. А что же есть?
Ну, во-первых, когда говорят, что мы — творцы собственной жизни, в этом есть доля истины, т.к. все поступки обусловлены нашими склонностями и нашим опытом, хоть мы их и не выбираем, но все-таки они наши, и не Пети, и не Васи. А во-вторых, (внимание, хорошая новость!) стремление жить гармонично и счастливо заложено в каждом из нас, и это мы тоже не выбираем. Более того, наше подсознание, или высшее я, или наша истинная сущность, как кому нравится, знает, как этого достичь. Оно постоянно дает нам подсказки, которые выражаются в наших предпочтениях и ощущениях. Получается нам нужно просто осознать их и не сопротивляться тому направлению, в котором они нас ведут. Но тут как раз и кроется трудность. Как избежать неправильной интерпретации своих ощущений и влияния привитых стереотипов, которые внедрились так глубоко, что кажутся нам неотъемлемой частью нашей личности? Наверное, никак. В процессе опыта умение отличать эти вещи придет само по себе. Или не придет. Это вне нашего контроля.

Вот, например, предложили вам сменить работу. Ну, или мы сами захотели, сами нашли. (Опять же, выбирали ли мы иметь такое желание?) Мы думаем, что нам надо принять решение. Кто-то полагается на эмоции, кто-то начинает взвешивать «за» и «против». Думаю, мало кто подбрасывает монетку. В результате решение обусловлено нашими склонностями, опытом, обстоятельствами. Получается, что на самом деле мы не принимаем никакого решения. Решение уже существует, уже принято нашим подсознанием, нам нужно только его осознать.

Какой вывод из всего этого? Расслабьтесь. Примите себя, других людей, жизнь, такими, какие они есть. А если не получается принять? Где-то прочитала такой совет: если не получается принять, примите то факт, что не получается принять :). Не бойтесь отпустить контроль, двигайтесь согласно своему внутреннему течению. Если желание или потребность сильные, то они так припекут, что побежите их удовлетворять как миленькие. А если не очень-то и хотелось, то как ни старайся, а реализовать получится только по минимуму, и ощущения при этом будут не особо приятные, что опять же будет склонять вас к тому, чтобы больше такого не повторять.

Если мы не выбираем, не принимаем решения, не контролируем, то и ошибаться, и быть виноватыми, по сути, не можем. Да, наши поступки могут привести к неприятным последствиям, как для нас, так и для окружающих. Последние будут выражать свое недовольство, да и мы сами будем испытывать больший или меньший дискомфорт. Что же, такова жизнь, такое бывает. К счастью, это не длится вечно, мы попереживаем, погрустим, примем, что произошло, сделаем выводы и будем жить дальше. Такие вещи происходят с каждым, здесь у нас тоже нет выбора.

Напоследок, хочу отметить одну особенность. Когда начинаешь принимать себя и жизнь такими, какие они есть, внутренний мир и внешние обстоятельства опять же как бы сами собой начинают меняться в лучшую сторону, наша врожденная способность жить в гармонии начинает реализовываться в полную силу, без помех и сопротивления. Проверено.