суббота, 30 сентября 2017 г.

Страдание и просветление

«Страдание существует» - так гласит первая благая истина буддизма. Наверное, нет на свете человека, который бы с этим не согласился. Страдание – это нечто крайне неприятное, это что-то такое, чего хотелось бы избежать всеми силами. 

В народе бытует целый ряд способов справиться со страданием: отрицать, избегать, подавлять, заглушать, надеяться на лучшее, сопротивляться, бороться. Со всех сторон мы слышим советы: «Забей», «Думай о хорошем», «Помни, что всегда есть кто-то, кому еще хуже», «Представь себе момент, когда все это закончится», «Выпей, поешь, поспи, развейся, отвлекись», «Не соглашайся, сопротивляйся, борись».  По собственному опыту могу сказать, что все эти методы более-менее эффективны только в краткосрочной перспективе. Чем дольше длится ситуация, вызвавшая страдание, чем интенсивнее переживания, тем хуже все эти методы работают, и кроме того, все они имеют массу весьма неприятных побочных эффектов. 

Отрицая и подавляя, человек не избавляется от проблемы, а загоняет ее внутрь, где она продолжает влиять на него исподтишка, и чем дольше он проблему игнорирует, тем сильнее это влияние. А поскольку человек себе в этом не признается, то у него даже нет шанса понять, в чем дело, ему просто плохо - и все тут. 

Попытка заглушить страдание едой, спиртными напитками, острыми ощущениями и прочими ухищрениями в том же роде дает тот же эффект, что и подавление, только еще прибавляется алкоголизм, лишний вес и другие прелести жизни.
 
Сопротивление и борьба уместны лишь в том случае, когда есть реальный шанс что-то изменить. Но как же часто люди страдают из-за того, что изменить нельзя. Нельзя переписать прошлое, нельзя предвидеть будущее, нельзя остановить старение, избежать смерти, изменить ситуацию в одно мгновение, преодолеть психологические законы и т.д. и т.п. В этом случае борьба только истощает силы и не дает никакого результата. 

Думать о том, когда все это закончится – значит постоянно жить в будущем, избегая настоящей жизни. 

Думать о хорошем и помнить о тех, кому еще хуже, становится практически невозможно, когда человеку очень плохо, и все его существо бьется в мучительной агонии.

Люди все время стремятся изменить свою жизнь и окружающий мир к лучшему, порой и отчасти им это удается, однако, внимательно присмотревшись к вопросу о страдании, мы поймем, что избавиться от него полностью невозможно, оно является неотъемлемой частью жизни. И если какие-то психологические проблемы и внутренние конфликты еще можно разрешить, а некоторые ситуации изменить, то уж такие вещи как грусть утраты, страх неизвестности, злость от несправедливости, физический дискомфорт,  боль и смерть точно никто не отменял и не отменит.   

Так что же делать? Получается, что какая-то часть нас отчаянно стремится избавиться от страдания, в то время как избавиться от него невозможно, и все это лишь порождает новое страдание. Восточные учения и  западные мистики предлагают свой ответ на этот вопрос, свой собственный  способ справиться со страданием. Надо сказать, этот способ довольно оригинальный, не слишком быстрый и легкий, однако он единственный из всех известных мне реально работает и не имеет существенных неприятных побочных эффектов.

Одним словом этот способ называется Просветлением, и под этим словом скрывается длинный путь и множество нюансов. Но если попробовать описать Просветление кратко, то, наверное, суть в том, чтобы принять жизнь такой, какая она есть. Как следствие, человек перестает избегать жизни и настоящего момента, каким бы он ни был, и может, наконец, начать по-настоящему жить.

Однако сделать это не так-то просто. Кажется, что сопротивление некоторым явлениям, таким, например, как боль и смерть, заложено в самой нашей природе, вплетено в структуру нашего эго. На это мистики всего мира отвечают: эго – только часть нас, мы – это нечто намного большее, осознай, вспомни, найди ту часть себя, которая выходит за пределы эго, начни смотреть на мир ее глазами, и страдание больше не будет иметь над тобой власти.

Примечательно то, что этот хитрый способ действительно позволяет избавиться от страдания, в то же время, не избавляясь от него. Весь спектр эмоций и ощущений, как приятных, так и болезненных, по-прежнему остается с человеком, однако это перестает быть для него проблемой. Как приятные, так и неприятные переживания воспринимаются как нечто совершенно нормальное, как естественная и неотъемлемая часть жизни.

Это похоже на то, как если бы вы смотрели фильм. Если фильм хороший, то вы, естественно, сопереживаете персонажам, ощущая при этом самые что ни на есть настоящие эмоции, порой весьма неприятные и болезненные, однако они не проникают так глубоко и не ранят так сильно, как если бы все это происходило с вами на самом деле. Выйдя за пределы эго, вы перестаете чувствовать себя точкой в пространстве, и начинаете ощущать себя пространством. В этом пространстве есть эго, есть тело, эмоции, мысли, есть боль и удовольствие, но сами вы не являетесь ничем из этого, и ничто из этого не имеет над вами власти. Ощущение примерно такое: «есть боль, но нет того, кто мог бы из-за этого страдать».

Полная внутренняя трансформация, необходимая для Просветления, может занять довольно много времени. Однако не обязательно достигать последней стадии, чтобы почувствовать освобождение. Скорее всего, вы ощутите некоторое облегчение практически сразу, и каждый новый этап будет приносить вам все больше свободы от страдания, вы будете чувствовать себя все более целостными, удовлетворенными и открытыми для жизни во всех ее проявлениях.

У Просветления есть один не очень приятный побочный эффект. Дела обстоят таким образом, что к подлинной внутренней трансформации стремятся очень немногие. Чем ближе человек к окончательному Просветлению, тем меньше людей понимает, о чем он вообще говорит. Просветленный живет на всех уровнях бытия: материя, тело, ум, эго, душа, дух. На уровне эго он по-прежнему может иметь с кем-то общие интересы, общаться, любить. Однако, когда разговор заходит о душе – тут количество собеседников резко уменьшается, а когда речь идет о духе, компанию ему зачастую составляют только авторы книг, либо давно умершие, либо живущие на другом конце света.

Есть у Просветления и приятные побочные эффекты. Один из них – радость бытия. Ощущение счастья, гармонии, умиротворения, внутренней красоты  мироздания часто и регулярно приходит просто так, без всякой причины даже посреди самых неприятных обстоятельств.

Еще один приятный побочный эффект – человек больше не боится ни жизни, ни смерти, а значит, может делать что угодно, быть кем угодно, впитывая и проживая в полной мере каждый момент. Кен Уилбер в своей книге «Один Вкус» описывает это так: 

«… когда вы осознаете, что обычная жизнь — это просто сон, просто кино, просто игра, вы не становитесь более осторожным, более робким, более сдержанным. Вы начинаете прыгать и кувыркаться именно потому, что все это — сон, все это — чистая Пустота. Вы не чувствуете меньше, вы чувствуете больше, поскольку вы можете это себе позволить. Вы больше не боитесь умереть и потому не боитесь жить. Вы становитесь радикальным и несдержанным, эксцентричным и пылким, шокирующим и глупым. Вы позволяете всему этому свободно изливаться, поскольку все это — ваш сон.

Тогда жизнь приобретает свою подлинную глубину, свою живую яркость, она пенится и брызжет через край. Боль становится болезненнее, а счастье — счастливее; радость более радостна, а грусть — еще грустнее. Все это с сияющей остротой предстает уму-зеркалу — уму, который ни за что не цепляется и ничего не избегает, а просто свидетельствует игру и потому может позволить себе играть даже в то время, как наблюдает».

Комментариев нет:

Отправить комментарий