Часть первая. Безмятежность бытия
Духовное пробуждение – это прежде всего состояние сознания, способ восприятия. На самом деле в нем нет ничего духовного, мистического или сверхъестественного, в чем мы убедимся впоследствии, это очень простое и естественное состояние, доступное каждому человеку.
Духовное пробуждение – это прежде всего состояние сознания, способ восприятия. На самом деле в нем нет ничего духовного, мистического или сверхъестественного, в чем мы убедимся впоследствии, это очень простое и естественное состояние, доступное каждому человеку.
Так как же воспринимает мир пробужденный человек?
Во-первых, такой человек живет здесь и сейчас, и только лишь настоящий момент
он ощущает, как реальный. Иногда он, конечно, думает о прошлом или будущем, но
при этом присутствует ясное осознание, что это лишь мысли, образы,
воспоминания, прогнозы, а вовсе не сама реальность. Соответственно, все эмоции,
связанные с наличием в головах людей временнОй перспективы, такие как сожаление
о прошлом и беспокойство о будущем, обходят пробужденного человека стороной, он
постоянно живет в состоянии свободы и беззаботности. Не то чтобы у него нет
никаких дел и обязанностей, просто он не думает о них до тех пор, пока не
начнет непосредственно ими заниматься, а даже если и думает, то не больше, чем
это необходимо с практической точки зрения. Смерти для пробужденного человека
не существует, ведь до тех пор, пока она не наступила – это лишь мысли в
голове.
Во-вторых, пробужденный человек принимает мир таким, какой он есть. Он воспринимает стимулы, поступающие из окружающей среды, а также изнутри его собственно тела, непосредственно, как есть, никак их не оценивая, не интерпретируя, даже не называя. Он находится в состоянии чистого восприятия. Но даже если у пробужденного возникает какое-либо отношение к происходящему, скажем, оно ему нравится или не нравится, приятно или неприятно, вызывает какие-то эмоции, побуждает к какому-то действию, он ясно видит, что это всего лишь субъективная оценка, интерпретация реальности, а не сама реальность. Он не цепляется за свои ощущения, не привязывается к ним. Возникла ситуация – возникли ощущения, ситуация ушла – и ощущения ушли. А поскольку нет оценки, то нет и недовольства, неудовлетворенности, нет потребности что-либо менять. Большую часть времени пробужденный живет с ощущением, что все хорошо, все идет как надо, незачем куда-то идти и чего-то добиваться, все, что нужно, уже есть здесь в этот момент.
В-третьих, пробужденный человек не чувствует себя
отделенным от всего остального мира. Он воспринимает мир, и себя в нем, как
единое неделимое целое. У него нет ярко выраженного ощущения собственного «я»,
вместо этого он является всем. В его сознании нет границ, соответственно, он
ощущает себя безграничным (хотя слово «себя» здесь не совсем подходит). В
результате, пробужденному человеку не надо себя чему-либо противопоставлять, не
надо себя защищать (в психологическом смысле), не надо ничего доказывать, ему
не нужно, чтобы его понимали, принимали, ему не нужен социальный успех. Он
спокоен и расслаблен, а потому, как правило, открыт и дружелюбен.
Покой и радость, безмятежность, умиротворение,
удовлетворение, ощущение гармонии и счастья пробужденного человека не являются
неким мистическим состоянием, это простое следствие его восприятия. Любой
человек, которого избавят от забот и тревог, будет чувствовать то же самое. Эти
эмоции не связаны с конкретной ситуацией, приобретением или достижением, это
радость бытия, наслаждение жизнью как таковой. Конечно, жизнь пробужденного –
это не одно сплошное удовольствие, иногда он бывает уставшим или больным. Иногда
он может разозлиться или испугаться. Ситуации и эмоции приходят и уходят, постоянно сменяя
друг друга, и пробужденный просто принимает их такими, какие они есть.
Пробужденный человек не испытывает сильных желаний и
устремлений. Не потому, что подавляет их, а потому, что в них нет нужды. Что
могут добавить квартиры, машины и дачи, супруги, дети, любовники и друзья,
путешествия, острые ощущения и чувственные удовольствия к тому, что у
пробужденного уже есть? Если он и так наполнен и удовлетворен, если радость
жизни находится внутри него самого и всегда доступна, что еще ему может
понадобиться, кроме самых простых вещей вроде пищи, одежды и крыши над головой?
Пробуждение – это тот потерянный рай, о котором каждый
человек мечтает в глубине души, который ищет всю свою жизнь, и не находя,
отчаянно пытается заменить вещами, людьми и бесконечным потоком преходящих
удовольствий.
Часть вторая. Физиологические аспекты
Часть вторая. Физиологические аспекты
Комментариев нет:
Отправить комментарий