понедельник, 6 февраля 2017 г.

Последний шаг

Многие годы я занималась самоисследованием, пыталась понять суть вещей, найти правду, мне казалось, что когда я пойму, как все устроено, смогу избавиться от страдания. Снова и снова я задавала себе вопросы «Кто я?», «В чем суть?», «Что с этим не так?». В конечном итоге мое  исследование привело меня полному разотождествлению со своими мыслями, образами, чувствами, ощущениями, стереотипами. Стало очевидно, что ничто из этого не является мной, и ничто из этого не является истиной, это просто продукт работы головного мозга, но продукт настолько сложный, что кажется целым миром, мысли, образы, ощущения сплетаются в реальность, которая кажется объективно существующей вокруг нас. 

И вот, когда процесс разоблачения и разотождествления закончен, кажется, что ничего не осталось, лишь пустота. Все, что я знала до сих пор, оказалось ложным, и нет ничего истинного. Но это не совсем так. Именно в этот момент наступает время сделать последний шаг.

Внимательно присмотревшись к себе, я заметила, что хотя я больше не отождествляю себя с продуктами работы головного мозга, у меня все еще осталось тонкое, едва заметное ощущение «я», все еще осталась граница между наблюдателем и наблюдаемым. Все, что я делала до сих пор, было движением от чего-то. Я отпускала, разотождествлялась, отделяла себя от своих мыслей и эмоций. Теперь же пришло время поступить наоборот, сделать шаг навстречу, навстречу настоящему моменту, наличному переживанию. Этот процесс хорошо описан в последней главе книги Кена Уилбера «Никаких границ», поэтому я не буду подробно на нем останавливаться, просто поделюсь своими ощущениями после того, как этот шаг сделан.   

В самом конце фильма «Мирный воин» есть слова, которые хорошо иллюстрируют мое состояние:

- Где ты?
- Здесь.
- Когда ты?
- Сейчас.
- Кто ты?
- Я – этот момент.

Теперь мне стало очевидно, что жизнь «здесь и сейчас», тотальное принятие, растворение отдельного «я» и ощущение единства – это одно и то же, разные грани одного и того же состояния сознания, одно без другого просто невозможно. Нельзя полностью погрузиться в настоящее, если ты не примешь его таким, какое оно есть абсолютно и безоговорочно, в противном случае сознание будет постоянно ускользать, отодвигаться, отделятся. Это отделение - и есть ощущение «я». И как только возникло ощущение «я», сразу появляется граница между «мной» и всем остальным миром, граница, которой на самом деле нет, и никогда не было.      

Уже довольно давно я поняла, что хорошее и плохое, правильное и неправильное не существует объективно, это лишь ментальные субъективные оценки. Одно и то же событие или явление может быть по-разному оценено разными людей, или одним и тем же человеком в разное время и в разных ситуациях. Чисто умственные конструкции, не имеющие в реальности никакой основы. Однако, приятное и неприятное до сих пор казалось мне чем-то более осязаемым, чем-то более близким к объективной реальности. Теперь я поняла, что и это не так. Реальность не делится на то и это, реальность – это то, что есть, единое целое, абсолютное, неоспоримое. Любое разделение условно и придумано непомерно развитым человеческим умом. А когда уходит разделение, вместе с ним уходит и страдание. Эти явления также неразрывно связаны между собой.     

Человеку, не испытавшему чего-то подобного, может показаться, что это довольно странное состояние, но на самом деле оно ощущается как нечто очень простое, естественное и гармоничное. Это как возвращение домой. 

После того, как сделан последний шаг, исчезает ощущение временной перспективы, становится очевидным, что есть лишь вечное Сейчас, а прошлое и будущее – просто мысли в голове, соответственно, нет ни рождения, ни смерти, все это лишь мысли. Даже отодвигание от настоящего момента, которое все еще время от времени происходит, тоже является неотъемлемой частью этого самого настоящего момента.

И теперь я могу сказать то же, что говорили многие до меня. Я зашла в дальние дали, залезла в самые дебри, нырнула так глубоко, что смогла достать до дна, - и все это только ради того, чтобы увидеть что-то, что и так все время было у меня под носом. Вероятно, необходимо пройти этот путь, развить свою внимательность, осознанность, растерять по дороге все лишнее, чтобы, наконец, обрести способность просто видеть. Думаю, здесь дорога заканчивается. Куда еще идти, если есть лишь вечное Сейчас? Абсолютное, неделимое, неоспоримое, естественное и гармоничное.

Беспокоит меня лишь одно. Я нахожусь в состоянии единения не все время, оно то ярче и интенсивнее, то слабее, время от времени иллюзия, созданная умом, затягивает меня, и я начинаю верить в ее правдивость, а потом опять возвращаюсь в реальность настоящего момента. По всей видимости, в этом отношении мое развитие еще продолжается. Я как будто двигаюсь по спирали, то ближе к состоянию единения, то дальше, и каждый следующий виток немного отличается от предыдущего. Я чувствую, что все это происходит как бы само собой, вне зависимости от моего желания и старания. Помнится, кто-то из учителей сказал: «Просветление – это не то, чего можно достичь, это то, чего нельзя избежать». Думаю, что и мне тоже в конечном итоге избежать его не удастся.

Комментариев нет:

Отправить комментарий