понедельник, 16 ноября 2015 г.

Две стороны одной монеты

Раньше я думала, что избегать дискомфорта и боли естественно, что это заложено в нашей природе. Я не раз слышала и читала, что все живые существа движутся прочь от боли, стремясь достичь удовольствия. Во вспышке озарения я осознала, что это не так. Точнее, не совсем так.

Комфорт и дискомфорт, удовольствие и боль – это две стороны одной и той же монеты, единое, неделимое целое. Если вечно избегать одного и стремится к другому – так и будешь всю жизнь вертеться волчком, никогда в полной мере не достигая желаемого. Невозможно чувствовать одно и не чувствовать другое. Ты или чувствуешь все, или не чувствуешь ничего.

Раньше я думала, что дискомфорт и боль порождают страдание. Но и это не так. Боль – неотъемлемая часть жизни. А страдание – наша реакция на нее, точнее, наше сопротивление ей. Убери сопротивление, замени его на принятие – и страдание уйдет.

И хотя в целом и общем тенденция «от боли к удовольствию» действительно существует в нас, но здесь, как и во многих других областях, действует принцип «то, что можешь изменить — измени, что не можешь – прими». И все живые существа следуют ему, кроме человека.

Наградой за принятие обоих сторон монеты служит ощущение целостности. Трудно объяснить, что значит быть целостным тому, кто долго жил лишь отчасти. Это как если бы человек всю жизнь прыгал на одной ноге, а потом вдруг обнаружил, что у него есть и вторая, и что теперь он может ходить и бегать. Это совершенно другое качество жизни.

Cтремление к целостности заложено в нашей природе. Если человек отрицает, теряет какую-то часть себя, он обречен всю жизнь испытывать некую глубинную неудовлетворенность, всю жизнь искать потерянную часть, всю жизнь стремится к воссоединению.

***
Ну вот, пришла пора признать, что сбежать отсюда не удастся. Пришла пора оставить эти бесплодные попытки. Кто я такая, чтобы спорить с мирозданьем? Пришла пора принять эту жизнь, эти обстоятельства, эту боль.

И вот, теперь я здесь.