понедельник, 19 октября 2015 г.

О проживании эмоций

В свое время понимание, что такое проживание эмоций, очень мне помогло.

В детстве ко мне применяли объяснения в качестве воспитательного метода. Мне старались растолковать, как следует и как не следует поступать, и почему. Само по себе начинание благое, но то ли формулировки были выбраны неверно, то ли я что-то неправильно понимала, но в результате время от времени до меня доходили примерно такие послания: «Я должна перестать злится, т.к. в этом нет смысла», «Я должна перестать желать, т.к. это невозможно осуществить» и т.д. Я понимала объяснения, но эмоции и желания от этого исчезали далеко не всегда, в результате я научилась их подавлять. Это создавало в моей жизни постоянное внутреннее напряжение, и я даже не осознавала, с чем оно связано. Дело в том, что процесс возникновения и растворения эмоций и желаний не поддается нашему прямому контролю. Если эмоция или желание возникли – это уже свершившийся факт, и невозможно от них избавиться с помощью подавления, отрицания или запрета. Так что же делать? Нельзя же выключить здравый смысл и жить одними эмоциями.

Ничего не нужно выключать, подавлять, отрицать или запрещать. Мы настолько сложные существа, что все это вполне может быть в нас одновременно. Первое, что нужно усвоить: эмоции и желания – это нормально, это неотъемлемая часть нашей природы. Во-вторых, эмоции нужно проживать. Мне понадобилось какое-то время, чтобы понять, что это значит. Эмоциям нужно позволить быть, не обязательно как-то активно их выражать, важно их чувствовать, вот просто сидеть и чувствовать, не сопротивляться, осознавать, как напрягаются мышцы, как тело стремится принять какую-то конкретную позу, как возникают ощущения в животе, груди, как проносятся в голове ассоциации и мысли. Примечательно то, что через пару минут такого «чувствования», здоровая эмоция растворяется сама собой, и больше не возвращается! На первых порах может потребоваться больше времени, т.к. наверняка есть много ситуаций из прошлого, которые не были до конца прожиты, и теперь эмоции, с ними связанные, накопились в большой ком и периодически возвращаются, порой без всякой очевидной причины. Если же эмоция не растворяется спустя какое-то время, то это скорее всего нездоровая эмоция, и нужно разбираться, какая травма или неправильная установка ее вызывает. Установки нужно осознавать и менять. С травмами сложнее, здесь без психолога справить будет трудно, но если вы все же хотите попытаться, то почитайте книгу «Пробуждение тигра: исцеление травмы» Петера Левина.

Когда начинаешь регулярно проживать свои эмоции, их интенсивность снижается, они становятся адекватны ситуации, в нашей жизни действительно редко происходит что-то по-настоящему опасное или трагическое, следовательно, и эмоции в большинстве случаев не очень сильные. Эмоции уже не захватывают целиком, не сбивают с ног. Вот тут как раз и можно включить здравый ум. Вполне можно злится, даже если это не имеет смысла. Позлился пару минут – и отпустило. А потом поступаешь так, как считаешь правильным. Вполне можно желать чего-то, даже если это невозможно, такая ситуация скорее всего вызовет грусть, погрустил немного – и легче стало, можно дальше жить, возникнут другие желания, которые будут осуществимы.

Когда я начала проживать свои эмоции, жизнь заиграла для меня новыми красками, снизилось внутреннее напряжение, увеличилась чувствительность и осознанность, я стала лучше ощущать свои потребности и желания, и соответственно, больше к ним прислушиваться.
Раньше я делила эмоции на хорошие и плохие, правильные и неправильные, приятные и неприятные. Теперь я поняла, что все эмоции представляют из себя нечто единое и неразрывное. Они или есть, или их нет. Нельзя испытывать радость, если подавляешь страх, злость или грусть. Проживание эмоций вовсе не делает меня антисоциальной личностью, наоборот, я становлюсь более уравновешенной и адекватной. Когда проживаешь эмоции, они перестают быть такими неприятными, и длятся они недолго.

А главное, только проживая свои эмоции можно по-настоящему чувствовать себя ЖИВЫМ.