воскресенье, 10 апреля 2016 г.

Три уровня сознания

book_world.jpegПредставьте себе книгу, хорошую, увлекательную, с запутанным сюжетом и детально проработанными миром и персонажами. Читая такую книгу, погружаясь в нее с головой, ее мир кажется правдоподобным, персонажи реалистичными, отдельными личностями, каждый со своей собственной волей. И тем не менее, вы знаете, что все это выдумка, что весь этот мир, все его жители, все события родились в голове автора, и, по сути, являются проявлением и выражением его внутреннего мира.

А теперь представьте, что один из персонажей книги вдруг осознал, что он, собственно, персонаж книги. Конечно, это не произошло само по себе, без сомнения, автор с самого начала так и задумал. И вот теперь персонажу открывается новый уровень сознания — уровень зрителя. С одной стороны он все еще участвует во всех перипетиях сюжета, а с другой стороны, он знает, что это всего лишь книга, что он все равно не может ничего изменить и контролировать, и теперь он может не принимать так близко к сердцу испытания, выпавшие на его несчастную долю.

Но вскоре персонажа ждет еще большее потрясение. В один прекрасный момент он вдруг осознает существование автора и книги как таковой. Это прозрение переворачивает его восприятие с ног на голову. Можно сказать, что автор и книга находятся в другом измерении по отношению к привычному миру персонажа. Это настолько далеко выходит за рамки понимания последнего, что он вообще затрудняется что-либо внятное сказать по этому поводу, но, тем не менее, он знает, что они есть. Он видит, что не является чем-то отдельным от автора, он — выражение, проявление автора, в каком-то смысле можно сказать, что он – это и есть автор. Более того, все остальные персонажи – это тоже автор. И даже сам мир, и все в нем происходящее – все тот же автор. Также становится понятно, что времени нет. Ведь книга просто лежит где-то, все ее страницы существуют одновременно, а то, что сюжет линейно движется вперед – всего лишь особенность восприятия.

И вот теперь персонаж обладает тремя уровнями сознания, и может более-менее свободно перемещаться между ними. Уровень автора, настолько выходящий за рамки понимания, что воспринимается как вечный и бесконечный, уровень наблюдателя, неподвижный, но, по всей видимости, конечный, и уровень, собственно, персонажа, единственный, на котором вообще происходит хоть какое-то движение и действие.

И что же дальше? А дальше, вероятно, персонаж будет продолжать играть свою роль в сюжете, линейно переходя от одного события к другому и неизменно надеясь на «хэппи энд», зритель будет наблюдать, иногда получая удовольствие, иногда умирая от скуки, а иногда возмущаясь  абсурдностью происходящего. Ну а уровень автора… да, да, так далеко выходит за рамки понимания персонажа, что здесь вообще трудно о чем-то говорить, даже если сознание на этом уровне и подвергнется какой-нибудь трансформации, то персонаж узнает об этом только тогда, когда это произойдет.

Вот, кажется, так я теперь и живу.