суббота, 12 ноября 2016 г.

Как достичь пробуждения?

Я и раньше задавалась подобным вопросом и пришла к выводу, что понятия не имею, что меня к этому привело. Хотя, все же было смутное ощущение, что это связано с отказом от себя и своих представлений о мире. Сейчас появилась кое-какая дополнительная информация. В своей статье Олег Сатов на основе опыта многих людей, с которыми он работал, делает вывод, что для пробуждения нужен подготовительный период, во время которого человек избавляется от основного вороха своих иллюзий. Пробуждение – это дар, милость, но чтобы получить его, нужно протянуть руку. Нужно подойти достаточно близко к краю обрыва и быть готовым прыгнуть – и тогда порыв пробуждения подхватит и унесет за пределы дуального восприятия. Это всего лишь предположение, но мне оно кажется вполне обоснованным. 


Моя собственная история вполне вписывается в данную гипотезу. Еще до пробуждения  психологическая работа над собой помогла мне избавиться от многих иллюзий,  научила быть честной с собой, отличать факты от домыслов. Многие годы самокопания повысили мою осознанность и чувствительность, я стала различать тонкие оттенки эмоций и ощущений, распознавать, что стоит за моими мыслями и желаниями. В результате чтения книг просветленных авторов мой ум полностью усвоил многие идеи, связанные с пробуждением, такие, как тотальное принятие, жизнь «здесь и сейчас», отсутствие свободы воли и все такое прочее.  

Думаю, немалую роль в отказе от иллюзий сыграл жизненный опыт. Всю свою сознательную жизнь я пыталась найти счастье, как и любой другой нормальный человек, наверное. Сначала я приняла идею «посвяти свою жизнь высшей цели – и будет тебе счастье». И я посвятила. Богу. Сразу после школы я ушла в монастырь. Но счастья там не оказалось. Потом я решила, что счастье в том, чтобы найти себе дело по душе. Я увлеклась программированием и сделала это своей профессией, но и там счастья не было. Потом до меня дошло, что ведь женское счастье в семье и детях. Я быстренько обзавелась мужем и дочерью, но и здесь не было того, что я искала. Надо отметить, что каждому такому периоду я посвящала примерно пять-семь лет – достаточно, чтобы как следует распробовать и сделать выводы. Я достигала поставленных целей, но в поисках счастья терпела одно поражение за другим. 

В конечном итоге мое психологическое состояние сильно ухудшилось. Меня как будто что-то жгло и разрывало изнутри. Я была готова отдать все, что угодно, за пять минут облегчения. Были моменты, когда я всерьез задумывалась о самоубийстве. Наверное, тогда я и избавилась от большей части своих иллюзий. На пороге смерти, если можно так выразиться, начинаешь более ясно видеть, что важно, а что нет. Разные мелочи, из-за которых я раньше всерьез беспокоилась, теперь показались мишурой. Образ себя, который я до этого так старательно лелеяла, виделся искусственным и навязанным извне. Я поняла, что у всего есть обратная сторона, от которой никак нельзя избавиться. Я поняла, что, когда я чего-то хочу или чего-то избегаю, я понятия не имею, как это «что-то» на самом деле будет мной ощущаться, что за желанием каких-то конкретных вещей и событий всегда стоит одно и то же устремление – избавиться от страдания и обрести счастье. Я дошла до того, что для меня было уже неважно, с чем именно это счастье будет связано, лишь бы оно было, даже если это будет что-то совершенно невообразимое, даже если оно никаким боком не будет вписываться в общепринятые стереотипы и мою картину мира – я на него согласна. 

Все это сбило с меня спесь, сделало открытой для новых идей, я начала ставить под сомнение и исследовать каждое свое убеждение и желание. Я читала книги пробужденных, то, что они предлагали, хорошо ложилось на мое новое восприятие, однако они говорили, что просветления никак нельзя достичь своими силами, и мне оставалось только облизываться и барахтаться в том, что есть. Я пришла к выводу, что самое лучшее, что я могу сделать в сложившихся обстоятельствах – это вести обычную, простую жизнь, наполненную маленькими, ежедневными радостями. Но и это не слишком хорошо у меня получалось. За мной, как будто, тянулся шлейф пережитого негативного опыта. Я осознавала у себя сильную глубинную установку «жизнь тяжела и ужасна», и, несмотря на все усилия, мне никак не удавалось от нее избавиться. Одновременно с этим я продолжала читать книги о пробуждении и работать над собой, понемногу отщипывая кусочки своего эго. В какой-то момент я поняла, что готова отдать все, буквально все, лишь бы это чертово просветление, наконец, со мной случилось! И оно случилось.

Вряд ли пробуждение можно назвать счастьем в традиционном смысле слова. Это что-то, что выходит за пределы счастья и несчастья. А вот освобождением от страдания можно назвать с полной уверенностью. Пробуждение находиться за пределами ума, тела, личности, сознания, однако оно отбрасывает на них тень. Ум и тело, как минимум, успокаиваются, а личность обзаводится новыми жизненными установками. Сейчас я наблюдаю, как моя установка «жизнь тяжела и ужасна» постепенно заменяется на что-то вроде «все хорошо и правильно, все идет своим чередом, не надо ничего менять и ни к чему стремиться», «не существует никакой угрозы, нет нужды убегать, защищаться и сопротивляться», и в конечном итоге - «жить легко».  

Комментариев нет:

Отправить комментарий